Не дожидаясь окончания действующей программы утилизации, Минпромторг предлагает продлить ее на три года. Всего по ней может быть продано более 1,5 млн автомобилей, а с учетом текущих затрат на государственную поддержку потребуется 100 млрд руб. Это правильное и своевременное решение для поддержания падающего рынка, полагают его участники.
Правительство может продлить программу утилизации и trade-in на три года. С соответствующим предложением кабинету министров обратился Минпромторг, сообщило «РИА Новости» и подтвердил источник РБК в правительстве. По данным агентства, вопрос может быть обсужден в конце ноябре на совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Набережных Челнах. Представитель Минпромторга тему не комментировал, в других профильных министерствах — экономики и финансов также не стали ее обсуждать.
Источник РБК в правительстве говорит, что в профильных ведомствах финансово-экономического блока правительства предложения Минпромторга еще не видели. Собеседник полагает, что предложения могут быть представлены Дмитрию Медведеву напрямую, после чего премьер сам направит их на согласование в ведомства.
Три источника РБК среди автопроизводителей-участников действующей программы утилизации (всего 17 компаний) также подтвердили, что такой вариант обсуждается, но параметров новой господдержки пока нет. Один из них пояснил, что последовательность принятия подобных решений предполагает сначала принципиальное одобрение предложения, только после этого можно будет приступить к обсуждению цифр.
По словам двух собеседников РБК, в своем предложении Минпромторг опирается на практику европейских стран, к тому же, трехлетний срок программы соответствует сроку бюджетного планирования в России. Трехлетняя господдержка позволит не допустить провалов продаж автомобилей, уверены производители.
Программу утилизации предлагается продлить в прежнем формате, утверждает один из топ-менеджеров крупного россйского автозавода. Действующая программа, рассчитанная на 170 тыс. машин, стартовала в начале сентября текущего года, продлится до 31 декабря. По ней за сдачу старого легкового автомобиля старше шести лет в утиль предоставляется скидка 50 тыс. руб. на покупку нового, грузовиков и автобусов – до 350 тыс. руб. По trade-in – 40 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно. Предполагается, что из бюджета на нее будет выделено 10 млрд руб. Деньги будут взяты из Антикризисного фонда, соответствующие поправки уже внесены правительством на рассмотрение Госдумы (РБК удалось ознакомиться с предложениями кабмина). Сейчас также решается вопрос увеличения бюджета текущей программы на 5 млрд руб., говорил источник РБК в правительстве.
В России уже действовала программа утилизации в 2010-2011 году. Тогда на поддержание рынка было потрачено 30 млрд руб. Прошлая программа действовала 22 месяца, по ней было продано 600 тыс. автомобилей. Из расчета затрат на текущую программу, на трехлетнюю господдержку авторынка понадобится сумма на уровне 90 млрд руб., этих денег хватит примерно на 1,5 млн автомобилей. Всего в России более 40 млн автомобилей с пробегом, средний возраст которых, по данным «Автостата» — 11,5 лет.
Представители автопроизводителей пока не комментируют новость до ее официального объявления. Для них это хорошая поддержка на падающем рынке, отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Продажи автомобилей в России снижаются с середины прошлого года. В январе-августе 2014 года, до того как была запущена текущая программа утилизации, рынок упал на 12%, по итогам октябре падение замедлилось на отметке 10%. Но четырех месяцев мало, считает Беспалов: этого времени недостаточно для решения всех проблем авторынка, по окончанию текущей программы падение возобновится.
Роман АСАНКИН, Петр НЕТРЕБА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.