Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Коммерсант: От Альфа-Банка не уйти

Несмотря на громкие обещания НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) прекратить отношения с Альфа-банком, с которым завод конфликтует из-за просрочки по кредиту, компания оказалась не готова пойти на такой шаг. Подконтрольный УВЗ «ЧТЗ-Уралтрак» пытается в суде оспорить требование банка досрочно погасить долг на более чем 8 млрд рублей, апеллируя тем, что срок контракта заканчивается только в 2017 году. Юристы полагают, что у «ЧТЗ-Уралтрака» есть шанс выиграть дело, если суд сочтет, что просрочка незначительная.

ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» («ЧТЗ-Уралтрак», дочернее предприятие УВЗ) 25 мая обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Альфа-банку. В «ЧТЗ-Уралтраке» заявили, что требуют «соблюдения условий договора, по которому кредит предоставлялся до 2017 года». Компания оспаривает требование банка досрочно погасить кредит, пояснил «Ъ» глава юридического управления «ЧТЗ-Уралтрака» Антон Роткин. По его словам, завод хотел бы вернуться к исполнению договора, в котором указаны 130 млн рублей штрафа за просрочку платежей и разрыв контракта, а просрочка допущена лишь по одному из шести соглашений с Альфа-банком.

Проблемные должники часто пытаются оспаривать условия кредитных договоров, но это делается и для того, чтобы выиграть время. Из крупных компаний в 2014-2015 годах так поступали в спорах с ВТБ концерн «Тракторные заводы» (принадлежал Михаилу Болотину, в 2010 году отошел за долги ВЭБу) и «Мечел» Игоря Зюзина. «Мечел», у которого ВТБ отсудил в апреле этого года свыше 50 млрд рублей, безуспешно оспаривал процентные ставки по кредиту. А 25-26 мая дочерние компании «Мечела» подали иски к «Сбербанк Лизингу». В материалах «Мечела» указано, что в 2014 году компании просрочили лизинговые платежи, и в феврале 2015 года «Сбербанк Лизинг» уведомил компанию о расторжении договоров на 4,2 млрд рублей, а в апреле потребовал в суде досрочно вернуть всю сумму и объекты лизинга.

УВЗ и «ЧТЗ-Уралтрак» конфликтуют с Альфа-банком с апреля, когда банк из-за просрочки подал два иска к должникам на 6 млрд рублей и 39,7 млн долларов (вчера суд Москвы объединил их в одно производство). УВЗ заявлял, что уплатил 338 млн рублей просрочки, но банк добился ареста 523,5 млн рублей на счетах УВЗ. В ответ глава завода Олег Сиенко назвал действия банка шантажом, а 19 мая УВЗ заявил, что закроет все счета в банке и прекратит с ним работать. Источники «Ъ» тогда говорили, что УВЗ уже ведет переговоры с банками о рефинансировании кредитов Альфа-банка. По данным банка, задолженность УВЗ перед ним — 10,5 млрд рублей и 72,2 млн долларов, просроченная — 3,4 млрд рублей.

Но УВЗ и «ЧТЗ-Уралтрак» находятся в тяжелой финансовой ситуации. По оценкам, на начало года чистый долг УВЗ превышал 80 млрд рублей. «ЧТЗ-Уралтрак» в начале 2015 года не выплачивал зарплату, а недавно перестал платить за газ. Но УВЗ хочет получить 60 млрд руб. госгарантий и 15 млрд рублей на реструктуризацию долгов «ЧТЗ-Уралтрака», решение ожидают до 1 июня.

Вчера в Альфа-банке не стали комментировать встречный иск «ЧТЗ-Уралтрака», но отметили, что по кредитному соглашению банк вправе требовать досрочного погашения при нарушении обязательств, в том числе при просрочке платежей. В банке добавили, что ведут переговоры с «ЧТЗ-Уралтраком» «по поиску взаимоприемлемого варианта урегулирования задолженности». Управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Черняков говорит, что суд может встать на сторону «ЧТЗ-Уралтрака» в споре с Альфа-банком, если установит, что просрочка незначительная и имущественные интересы банка не пострадали.

Юлия ГАЛЛЯМОВА, Анатолий ДЖУМАЙЛО